Москва– 2005 г.


Кардек, Аллан

Настоящая публикация подготовлена к печати Йогом Раманантатой.

В издании сохранены характерные особенности

авторской орфографии, пунктуации и стиля.

К 21

Спиритизм в самом простом его выражении. Сборник. Составление, редакция, перевод с французского и английского Йога Раманантаты. М.: «Старклайт», 2005. – стр.

Аллан Кардек – классик спиритизма, или духоведения, – учения, которое, как уверены его сторонники, дало ответы на вопросы, считавшиеся прежде неразрешимыми. Достоверной информации о спиритизме на русском языке за годы советской власти не издавалось. В результате вокруг данной темы возникла тьма великая домыслов, недоразумений, мифов, суеверий и просто откровенной чепухи. Что ж, воспользуйтесь уникальной возможностью: прочитайте этот сборник Аллана Кардека – и Вы узнаете всё из Москва– 2005 г. первых рук!

ISBN

ВСЯКОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕКСТА

В коммерческих ЦЕЛЯХ ДОПУСТИМО

ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ

АВТОРА И АВТОРА ПЕРЕВОДА

Тел. для справок: (095) 245 78 79 , (095) 291 07 82.

© Йог Рàманантáта: составление, редакция, перевод с французского и английского, комментарии, 1991г.

ПРЕДИСЛОВИЕ РУССКОГО ИЗДАТЕЛЯ

Фактом является и останется им уже навсегда то, что сегодняшней медициной добыты новые данные, которые недвусмысленно показывают, что после смерти тела существование личности продолжается. Под «медициной» мы, естественно, разумеем никак не врачей советских больниц и поликлиник или членов Академии медицинских наук Совсоюза. Мы имеем в виду исследования учёных-медиков мирового класса. Всякий человек, следящий за достижениями современной медицины в этой области, назовёт имена Рэймонда Моуди, Элизабет Кюблер-Росс, Майкла Сабома Москва– 2005 г., Джорджа Ритчи, Корлисса Озиса и многих других.

Точно таким же фактом осталось и то, что учёные, жившие в конце XIX века и серьёзно изучавшие проблемы в области, называемой ими «спиритизмом», пришли, среди многого прочего, к тем же самым выводам.

Факты эти и выводы, из них вытекающие, несомненны, касаются каждого из нас, и касаются весьма близко. Тем не менее большинство людей проявляет к этому очень мало интереса. И делается обидно за это большинство. Человек не понимает, не чувствует и не видит. Словно слепой проходит мимо сокровища, которое теперь открыто, показано, доступно. Заметь, посмотри и возьми себе эту драгоценность Москва– 2005 г., которую тебе дарят и которая сделает тебя лучше и счастливее (что одно и то же). Что тебе мешает? Что тебя задерживает? Сейчас не надо, как когда-то, вступать ради этого в тайные мистические общества и приносить страшные клятвы, не нужно, как прежде, этому «верить», а довольно только не полениться, посмотреть и малость подумать – и понимание (или, как говаривали в прошлые эпохи, – «вера») придёт неизбежно, придёт само собой. А без этого, человек может прожить всю жизнь, прожить её кое-как, и умереть, так и не узнав в своё время, какое сокровище он упустил.

С древнейших времён люди верили в существование души Москва– 2005 г., в её бессмертие и, как даже указывается в некоторых источниках, общались с духами «умерших». Скептик на это скажет, что человеку, якобы, во все времена нравилось верить в чудеса. Но, позвольте, что называет он «чудом»? Чудом он называет то, что «сверхъестественно», а сверхъестественно для него всё то, что «противоречит законам природы». Он, видите ли, оказывается, знает законы Природы настолько хорошо, что может решать, что им соответствует, а что противоречит. Он даже не замечает, что подобным суждением ставит пределы могуществу самой Природы, а происходит именно это, когда он, исходя из своего «всеведения» решает, что Природа сделать может, а что ей сделать Москва– 2005 г. никак не под силу.



Особый вес такие суждения приобретают, когда человек, выдвигающий их, носит звание учёного. Но в действительности подобная установка всего менее научна и означает лишь несдержанность невежественного ума. Для подобных критиков весь спиритизм сводится к сомнительным сеансам с «кручением блюдец» и «верчением столов». И невдомёк многомудрым, что они всего более походят здесь на того простака, который бы искренне верил, будто вся физика заключается лишь в падении яблока на землю, и считал бы это своё суждение по поводу физической науки не подлежащим дальнейшему развитию и истолкованию фактом. Именно такова логика наиболее воинствующего скептицизма, на поверку оборачивающегося самым Москва– 2005 г. беспомощным легковерием.

Подобному воплощённому критерию истины мы можем предложить только одно: пусть-ка он попробует доказать, будто существование духов и их общение с так называемыми «живыми» людьми противоречит законам Природы и что всё это не является и не может являться одним из её прекрасных и восхитительных законов! Но пусть он не пытается доказывать это одним только голым отрицанием, которое не является аргументом, или утверждениями типа: «этого не может быть, потому что это невозможно», ибо таковые ничего не доказывают, кроме бессилия самого теоретика. Увы! господа, после всех его попыток сделать это окажется, что он не в состоянии привести ни Москва– 2005 г. одного весомого довода. За все те годы, что существует эта проблема, никто из наших предшественников, ни мы сами не встретили скептика, рассуждения которого действительно заслуживали бы серьёзного анализа. Поэтому в борьбе с нами они избрали не путь рассуждения, а совершенно иной: более или менее искусную дезинформацию и силовое затыкание рта своим оппонентам.

Между тем, реальность спиритических феноменов не вызывает ни малейшего сомнения у открытых и непредвзято мыслящих умов, пожелавших потратить некоторое время на изучение сути вопроса. В ту пору, когда вещи эти серьёзно изучались, неподложность их или, вернее, невозможность подложности была засвидетельствована авторитетными учёными и целыми учёными комиссиями, которые стремились Москва– 2005 г. как раз не доказывать реальность этих явлений, но убедиться в том, что они на самом деле не существуют. Однако сила очевидности убеждала даже их, при всём их скепсисе, и у многих из них хватило научной добросовестности стать на сторону истины, а не своих предубеждений. Следует при этом учесть, что, поступая так, они многим рисковали, ибо их научный авторитет мог сильно пошатнуться в глазах их учёных коллег. Но факты, как известно, упрямая вещь. В этой связи сэр Вильям Баррэт, пионер английского спиритизма, писал: «Скептицизм, отказывающийся признать очевидность множества фактов, происходящих у него перед глазами, всего менее может быть признан «здоровым Москва– 2005 г.». Такой скептицизм нуждается во вмешательстве врача».

По поводу реальности спиритических явлений В.Ф.Войно-Ясенецкий, выдающийся русский медик (он же архиепископ Лука) высказался следующим образом: «Как бы ни относиться к спиритизму, нельзя не признать несомненность этого факта». Что там говорить! Даже сам насмешливый и скептичный Шопенгауэр не счёл в своё время возможным сомневаться в реальности этих явлений, ибо прекрасно знал, что они не такая уж редкость.

А.Конан-Дойль, человек аналитического и рационального склада ума, более 40 лет жизни посвятил изучению спиритизма, который он на английский манер называл «спиритуализмом». По поводу сомнений и скепсиса в реальности этих явлений он писал: «Мы Москва– 2005 г. достигли теперь такой точки, когда дальнейшие доказательства становятся излишними и когда вся тяжесть сомнений и опровержений целиком ложится на тех, кто отрицает существование этих явлений. Но как раз те люди, которые требуют доказательств, как правило, никогда не дают себе труда ознакомиться с теми многочисленными доказательствами, которые уже есть. Похоже, каждый считает, будто весь предмет должен быть пересмотрен заново потому только, что лично ему требуются какие-то сведения». Это что касается, так сказать, внешней стороны вопроса. Теперь несколько слов о внутренней его стороне.

Мы утверждаем, что спиритизм есть философия, выводы и гипотезы которой заставляют задуматься всякого образованного и Москва– 2005 г. серьёзного человека. Идея души, лежащая в его основе, неразрывно связана с идеей её бессмертия, и обе оне суть естественное следствие идеи Бытия Божьего. Преступление марксизма-ленинизма, равно как и всякого материализма, состоит в том, что он, чрез безбожие, пытается лишить Человека его духовной сути и его первородного права на бессмертие, с тем чтоб превратить его попросту в «кусок мяса». Но спиритизм указывает Человеку на его истинную природу, говоря ему, что он есть не тело, но дух.

В целом же недоумение иных читателей вполне можно понять, потому что, если они воспитывались и выросли в лоне материалистической и марксистской идеологии, то многие вещи Москва– 2005 г. должны были выпасть из круга их внимания или выглядеть суевериями. Поэтому вначале, по необходимости, немного коснёмся вопроса о том, что, собственно, такое «спиритизм».

«Спиритизмом» в XIX веке назвали религиозно-философско-научное движение, которое возникло в результате ознакомления людей с особого рода феноменами, так называемыми «спиритическими манифестациями». Надо, однако, признать, что такой взгляд весьма поверхностен и отдает марксистским подходом, который всякое возникающее в обществе явление пытается объяснить историческими причинами и вписать его во временной поток. По отношению к спиритизму такой подход принципиально неверен. Дело в том, что движение, возникшее в XIX веке, правильнее было бы именовать не «спиритизмом», а Москва– 2005 г. «неоспиритизмом», «новейшим спиритизмом», ибо спиритизм не есть какое-то изобретение XIX века, с ним же и закончившееся. Он, строго говоря, существовал всегда, по той простой причине, что природа Человека всегда была тою же, и, стало быть, связанные с нею явления и законы существовали всё то время, что существует само человечество. Сведения об этих явлениях доносят дошедшие до нас древнейшие, древние и средневековые памятники письменности. Например, ещё Тертуллиан сообщает о «говорящих столах». Особенно много внимания уделялось этому вопросу в Индии (взять хотя бы такое эзотерическое писание, как «Агрушада-Парикшай» /Индийская Книга Духов/). И индийские йоги пользовались и пользуются теми способами, которые Москва– 2005 г. сообщают им духи. Левитация, управление огнём и многие другие вещи, поражавшие воображение цивилизованного европейца, объяснялись именно этим. Отличие методов йогов от методов западных спиритов состоит в том, что первые не нуждаются в посреднике и пользуются «прямым вызыванием», поскольку сами обязательно и являются медиумами. Кстати сказать, не надо пугаться этого последнего слова, которое в переводе на современный язык может звучать и как «экстрасенс». Просто слово «экстрасенс» указывает на возможности такого человека, тогда как слово «медиум» определяет его функцию, которая заключается в посредничестве между этим миром и иными мирами, более тонкими. Продвинутый йог есть одновременно и экстрасенс, и медиум, и многое Москва– 2005 г. другое.

С древнейших времён все эти явления естественным образом вписывались в жизнь людей и были одной из её естественных составляющих. Но понимание их природы было вотчиной магов, мистиков, оккультистов, жрецов и духовенства (вернее сказать, той весьма немногочисленной части последнего, которая владела эзотерическим знанием, всё более в христианстве искажавшимся). Когда же наступил так называемый «век просвещения», то человечество просто почувствовало и осознало себя в совершенно новом качестве. Но одной из особенностей этого ощущения и самосознания было нежелание со стороны передовых умов эпохи признать реальность, стоящую за мистикой и оккультизмом. Так им тогда было удобнее, и это ограничение, действительно Москва– 2005 г., в какой-то мере было в ту пору необходимо. Но тем не менее, из-за одного только игнорирования, явления, существующие объективно, исчезнуть не могли. И вот, когда они вновь заявили о себе, а случилось это в 1847 году в Соединённых Штатах (феномен сестёр Фокс), тогда началось их рационалистическое осмысление и освоение, получившее название «спиритизма», от латинского слова «spiritus», что значит «дух».

В ХХ веке к вещам этим изменился подход и сдвинулась точка отсчёта (как раз это обстоятельство вполне можно объяснить историко-социологическими причинами), однако явления изучаются – и это называется уже «парапсихологией». Сейчас, по завершении этого века механического суеверия, мы переживаем такую Москва– 2005 г. пору, когда всё становится на свои места и, возможно, будет также понята ошибочность парапсихологии и её методов, и тогда спиритизм снова станет называться «спиритизмом» и наконец займёт в жизни человечества подобающее ему место. Такова история вопроса.

У спиритического Учения имеются две стороны, как бы две части. Одна из них – это лежащая в его основе философско-нравственная концепция, выраженная в «Книге Духов» Аллана Кардека, а впоследствии продолженная и развитая в иных его работах и до известной степени в работах других исследователей (Л.Дени, К.Фламмариона, Г.Деланна, А.Конан-Дойля). И вторая – это теория спиритических манифестаций, имеющая сугубо прикладное Москва– 2005 г. значение: она была первоначально сформулирована в «Книге Медиумов» Алланом Кардеком и по ходу времени также дополнялась другими исследователями (помимо вышеуказанных имён, можно назвать В.Крукса, А.Р.Уоллеса, О.Лоджа, Г.Жэле, А.Н.Аксакова, Ч.Ломброзо, Г.Д.Брэдли, Ф.Мейерса). Обе стороны Учения могут рассматриваться и как дополняющие одна другую, и в то же время – как самостоятельные. Так, философско-нравственная концепция нисколько бы не пострадала, если бы теории манифестаций и вовсе не существовало; со временем, однако, из одной только этой концепции, стала бы ясна возможность и необходимость существования этих манифестаций, и люди, пожелавшие бы применить теорию на практике, убедились бы Москва– 2005 г. в её справедливости. И с другой стороны, люди, ничего не знающие о философской концепции, но успешно занимающиеся практикой, если бы они были достаточно внимательны и вдумчивы, в конце концов всё равно бы, в итоге весьма долгого ряда лет, пришли к созданию философско-нравственной концепции.

Маркиз Ипполит-Леон-Денизар Ривайль (1804-1869), более известный как Аллан Кардек, является классиком и основоположником спиритизма, и всякое обсуждение этой темы без знания выдвинутых в его книгах идей оказывается попросту пустым и никчёмным разговором, кто бы его ни вёл. Это всё равно, что обсуждать проблемы математики, не зная, кто такие Пифагор, Эвклид, Фалес, Ньютон Москва– 2005 г., Эйлер, Гаусс, Лобачевский и что сделано ими.

Книги Кардека, на наш взгляд, так же мало нуждаются в рекомендациях, как и «Библия», как и «Бхагавад-Гита», как «Веды» или «Упанишады». Оне посвящены самой важной и загадочной проблеме, волнующей человечество на протяжении всей его истории: есть ли жизнь после смерти? И если да, то какова она и что тогда такое смерть? Для чего вообще мы здесь? Эти вопросы и многие другие подобные волнуют каждого нормального человека, мимо них нельзя пройти, от них нельзя отмахнуться, от них никуда не укрыться, они касаются и затрагивают всех и каждого. Ответ на них можно Москва– 2005 г. найти, читая «Книгу Духов» Кардека и другие его работы. Эти книги могут быть очень полезны русским читателям, особенно тем из них, кто оказались совершенно незнакомы с идеями нематериалистической психологии или имеют с ней лишь «шапочное» знакомство. Книги эти могут быть с негодованием отвергнуты лишь теми, кто ничего, кроме марксизма или, с другой стороны, ортодоксального православия, не знают и знать не желают. Таким людям, разумеется, помочь уже ничем нельзя: они сделали свой выбор на период этой жизни и должны претерпеть то, что он собой налагает. Но другие не потеряют даром времени, читая их.

Cпиритизму Кардек предпослал особую нравственную концепцию и оформил его Москва– 2005 г. как «учение, основывающееся на существовании, проявлениях и наставлениях, данных духами». У Кардека сказано: «С религиозной точки зрения, Спиритизм основывается на фундаментальных истинах всех религий: на существовании Бога, существовании души, на бессмертии и воздаянии в будущем; но он не имеет никакого особенного богослужения. Его цель доказать неверующим или сомневающимся, что душа существует, что она переживает тело, что после смерти она подвергается последствиям добра и зла, совершённых ею во время телесной жизни». Спиритизм – учение преимущественно нравственное. Изучение его постепенно ведёт человека к пониманию того, что творящий зло – палач самому себе, а заблуждающийся – свой тюремщик.

Спиритизм – старший брат теософии и «Агни-Йоги». Учение Москва– 2005 г. о перевоплощении и множественности существований, о воздаянии, о Беспредельности в оккультной философии Запада было впервые разработано в спиритизме и уже оттуда перешло в теософию и другие школы западной мысли.

Книги Аллана Кардека окажутся могучими конкурентами (если только в этой области позволительно говорить о «конкуренции») сочинениям г-жи Блаватской или книгам «Живой Этики». При этом на их стороне то неоспоримое преимущество, которое дают простота и ясность изложения, строгая логика, стройность замысла, изящество исполнения, чувство меры и отменный стиль.

Наши современные авторы, пишущие в этой области, лишь сумбурно излагают разрозненные факты, после чтения которых в голове у читателя образуется каша, и Москва– 2005 г. он хочет выбросить из головы и сам предмет, послуживший её причиною. В итоге таких интерпретаций, например, П.Калиновский (автор в высшей степени достойный) склоняется в сторону ортодоксального христианства, самых нелепых догм православия и буквально запугивает грешного читателя перспективой ожидающих его загробных мучений, а столь модный на данный момент автор, как А.Мартынов, широко разворачивает перед носом читателей кумачовое знамя марксистских «классиков» и потрясает полным собранием их сочинений. Но ни у того, ни у другого, по их же честному признанию, нет, да и не может быть философско-нравственной концепции, а у Кардека и последователей его она есть. И Москва– 2005 г. в концепцию эту заложены вечные истины, те же самые, благодаря которым почти два тысячелетия назад возникло христианство.

Влияние идей Кардека на умы современников и последующие поколения было весьма велико. Последователи нового учения имелись во всех странах мира, включая и Россию. Книги его издавались десятки и десятки раз во Франции и переводились почти на все культурные языки мира. В России также существовало в начале этого века общество последователей Кардека. Ими были переведены на русский все его работы, издавался философско-богословский журнал «Спиритуалист» с участием в нём даже представителей православного духовенства, принявших кардековские идеи. Как знать, что бы из этого вышло, если б Москва– 2005 г. не роковой октябрьский переворот! Пока что, к сожалению, не удалось окончательно установить, в какой степени эти бесценные материалы сохранились до наших дней. Во всяком случае, практически полное их отсутствие в крупнейших библиотеках страны наводит на мысль, что НКВД в конце 20-х – начале 30-х годов была проведена широкая акция по планомерному изъятию и уничтожению также и этой литературы, а не только самих спиритов. Что ж, это можно понять: ничто бы не представило большей опасности существовавшему тогда в стране режиму как знание людьми тех духовных истин, каковые содержались в этих книгах.

После публикации первых наших статей о спиритизме в Москва– 2005 г. журналах в их редакции хлынули потоки писем. Так выяснилось, что в нашей стране этой проблемой интересуется множество и множество людей. Дальнейшие публикации в средствах массовой печати подтвердили правильность этого вывода. Но одновременно выяснилось, что вокруг данной темы возникла великая тьма домыслов, недоразумений, мифов, суеверий и просто откровенной чепухи. Это и понятно, ведь серьёзной литературы об этом предмете на русском языке уже давным-давно не издавалось и достоверной информации людям получить было негде. Что ж... Воспользуйтесь уникальной возможностью: прочитайте эту брошюру Кардека – и вы узнаете всё из первых рук.

Огульно высмеивать, отрицать факты мистики, оккультизма и в более широком смысле Москва– 2005 г. – спиритизма – отнюдь не значит, как то многие почему-то полагают, утверждать тем свой здравый смысл и проницательность, но значит, всего лишь, демонстрировать своё невежество и близорукость. Увы, в основе наиболее воинствующего скептицизма лежит обыкновенно самая наивная доверчивость.

Эта небольшая книжка в своей сжатой форме заключает широчайшее содержание и служит как бы вступлением ко всем прочим книгам нашего автора. Мы намерены со временем выпустить их все и говорим, что книги эти из числа тех, которые никогда не утратят своего значения.

Йог Раманантата

13 марта 1991г.


documentauwebbd.html
documentauweill.html
documentauwepvt.html
documentauwexgb.html
documentauwfeqj.html
Документ Москва– 2005 г.